Многие родители считают, что чем раньше малыш сядет за школьную парту, тем лучше. Действительно: если ребёнок одарённый, почему бы не отдать его учиться? Детям в возрасте 6.5 лет или старше администрация школы попросту не может отказать в приёме, а значит, самое время – это же даже в законе прописано. Но действительно ли такое раннее начало «взрослой» жизни пойдёт на пользу непоседе?
Чем опасно ранее поступление в школу?
Психологи спешат предостеречь: если ребёнку ещё не исполнилось семь лет, поступление в первый класс может стать для него большим шоком. В пользу своей позиции они приводят следующие доводы:
- Неусидчивость. В возрасте 6-и лет ребёнку бывает очень сложно усидеть на месте даже в пределах получаса, а 40-45 минут, которые длятся обычные уроки, становятся для него и вовсе непреодолимым испытанием;
- Низкий уровень социализации. В шестилетнем возрасте навыки общения зачастую ещё не слишком хорошо развиты, а активность семилетних первоклашек может и вовсе напугать ребёнка. В этом случае, он замкнётся в себе, может даже развиться детский невроз;
- Потребность в играх. Шестилетнему малышу просто необходимо, чтобы работа время от времени сменялась игрой – именно такой подход к обучению используется в дошкольной подготовке. К сожалению, в условиях обычной среднеобразовательной школы подобный подход нереализуем, предусматриваются только короткие переменки в свободной форме. Ребёнок в подобной ситуации начинает развлекать себя сам, играя прямо на уроке – это влечёт за собой появление проблем с дисциплиной. Более того: со временем подобные трудности могут перейти в привычку, ведь именно в первом классе формируется базовая модель всего поведения в школе;
- Дневной сон. Детям, не достигшим возраста семи лет, требуется дневной сон, иначе они не будут полностью восстанавливаться после каких-то активностей и наступит истощение. В школе поспать и негде, и некогда;
- Занятость на переменах. Семилетний ребёнок в плане отдыха вполне самодостаточен, он может сам себя занять во время перерывов между уроками. В шесть лет непоседе будет нужна помощь педагога, а тот вряд ли сможет уделять ему всё своё внимание – на переменах учителю обычно есть чем заняться;
- Проблемы с речью. Речевые навыки в возрасте шести лет ещё только формируются, причём в их формировании может потребоваться помощь квалифицированного логопеда. Такие люди работают в поликлиниках и детских садах, в большинстве школ этих специалистов нет.
Доводы за
Несмотря на всё вышесказанное, есть и доводы в пользу того, что поставить дома детский рабочий стол, купить ранец и отправить ребёнка постигать знания вполне можно и в шесть лет. В первую очередь, таким моментом является «призрак казармы», а точнее, действующий в России закон о воинской обязанности.
Дело в том, что если ребёнку исполнится восемнадцать лет до момента окончания школы, ему, конечно, позволят доучиться. А вот отсрочки для получения высшего он уже не получит, однозначно придётся идти служить. Многих родителей подобная перспектива пугает и заставляет отдать своё чадо в школу пораньше.
Кроме того, учителя, не отрицая перечисленных в предыдущем разделе статьи факторов риска, утверждают, что акселерация очень сильно повлияла на текущую ситуацию. У современных детей, поступивших в школу в возрасте шести лет, проблем с учёбой обычно нет. Парта для первоклассника им вполне по размеру – и в переносном, и в прямом смысле.
Фактор школы
Очень и очень многое зависит от конкретного учебного заведения. Настолько многое, что зачастую вопрос стоит ставить не «отдавать или не отдавать?», а «какую школу выбрать?». Если ребёнок попадёт в хорошие руки, то проблем не возникнет, а плохой педагог или неблагополучное окружение могут сформировать трудности даже «на ровном месте».
Выбирать школу и классного руководителя для ребёнка стоит исключительно на основе личных впечатлений и личного же знакомства. Обязательно соберите все возможные слухи и отзывы, как о школе, так и о педагогах. В идеале, будет поговорить с родителями, чьи дети уже отучились в выбранном учебном заведении – отзывы, скорее всего, будут разниться, но общую картину составить помогут.
Подводя итог
Насколько ребёнок готов к тому, чтобы сесть за школьную парту, в каждом случае нужно оценивать индивидуально. И мы настоятельно не советуем полагаться в этом – очень важном! – вопросе исключительно на родительскую интуицию. Сходите с будущим первоклассником к психологу, пусть готовность ребёнка к началу учёбы оценит профессионал.
Найти подобных специалистов можно в центрах психолого-педагогического сопровождения, они есть во всех крупных городах. Приходить туда лучше всего уже в марте-апреле: если с ребёнком нужно поработать, у Вас будет время.